Открыть меню

Интервью для Академии правильных копирайтеров


Копирайтер & сценарист рекламных роликов и комиксов, корпоративных фильмов и обучающих видео. Руководитель сценарного бюро «ТО», автор дистанционного курса «Разбуди сценариста» и интенсива для прокачки творческого мышления «Поймай креатив». В свободное от работы время — рыбак и фотоманьяк. По жизни — хронический оптимист с приступами пофигизма, и чем дольше живу, тем стабильнее диагноз.

ПРО ПРОФЕССИЮ

Расскажи, кем ты мечтала стать в детстве? А чем бы ты занималась, если бы не могла / не хотела заниматься тем, чем занимаешься сейчас?

У меня есть рифмовка как раз на эту тему.

В детстве я хотела стать певицей.
Петь в оперетте иль опере.
Или училкою в школе.
Такой — без очков, но строгою.
Хотела домой трёх кошечек, шиншиллу и крокодила.
И парочку худеньких ёжиков.
Я б их сама откормила.
Мечтала найти сокровища!
Вот это был бы сюрприз!
Мне 40 с маленьким хвостиком.
И я — сценарист.

Не люблю сослагательное наклонение, все эти «если бы» и «а вдруг». Нахожусь в конкретной точке жизненных координат, и она меня вполне устраивает. А занятий, которые мне по силам, немало. Мои дети говорят, что мама — Бэтмен, потому что может всё. Я им верю.

Ты счастлива в том, чем занимаешься? И если да, то как, по каким признакам ты понимаешь, что эта работа приносит счастье?

О профессии

Мне нравится то, чем я занимаюсь, и то — как.

Я трансформировалась из режиссера в сценаристы, убрав все временные и территориальные рамки из жизни. Нельзя удаленно режиссировать мероприятие или снимать фильм. А писать сценарии удаленно — да сколько угодно! Не зависеть в работе от времени, места и людей — это счастье.

Как родственники, друзья и знакомые реагируют, когда узнают, чем ты занимаешься? Какие самые частые вопросы слышишь?

Для людей из моего круга общения нет ничего странного в том, что человек пишет сценарии и тексты. Некоторые поначалу удивлялись, что это можно делать удалённо, а не в офисе. Но я работаю в таком режиме уже больше 10 лет, так что привыкли.

Над какими текстами больше всего любишь работать, а какие пишешь только потому, что платят много?

осипова-свечи

С удовольствием берусь за проекты, которые вызывают «творческий зуд» и желание докопаться до сути.

Я не ем то, что не нравится, не общаюсь с теми, кто вызывает отторжение, и не пишу на неинтересные для меня темы только потому, что платят много. Для сценариста и копирайтера это путь к профессиональному выгоранию и невозможности писать вообще.

За какой проект взялась бы работать почти без оплаты? 

Если можно считать работой без оплаты участие в конкурсах и тендерах, то иногда рискую. Ведь как бывает: услышала техническое задание — и идея родилась влёт. Так зачем же ей пропадать? Есть шанс, что бесплатная презентация идеи станет началом успешного и перспективного для репутации сотрудничества. Но так я поступаю дозированно, только с интереснейшими проектами и серьезными компаниями.

ПРО ЛАЙФХАКИ

Ты не достигла бы всего этого, если бы у тебя не было каких-то секретов продуктивности. Расскажи про три своих главных лайфхака, которые помогают больше всего

Мне помогают простые житейские радости: эргономичное рабочее место и слепой метод печати. Да-да. Как бы быстро вы ни печатали двумя или пятью с половиной пальцами, слепой десятипальцевый всё равно быстрее. А ещё нужно высыпаться и отдыхать, поэтому я по ночам сплю и в выходные дни рабочими вопросами не занимаюсь.

Что тебе важно исключить из пространства на время работы, чтобы меньше отвлекаться? А что нужно, наоборот, включить, чтобы быстрей настроиться на рабочий лад?

Исключить котов. У меня их два, и оба с поразительной способностью закрывать монитор в самый ответственный момент или садиться на клавиатуру во время переговоров. А включать для работы не надо ничего. Только меня, и для этого достаточно чашки свежезаваренного кофе.

Где ты работаешь? Дома, в кафе, в библиотеке, в офисе? А если бы могла выбирать, то что бы предпочла?

Дома за рабочим компьютером. Первое, что я сделала, — обустроила рабочее место так, чтобы мне было максимально удобно. Я не могу работать в кровати, на кухне, на коленках, в парке, на берегу моря. В постели я сплю, в парке отдыхаю, а на кухне серфю инет, пока варится курица. Рабочая атмосфера для меня имеет значение, поэтому мне комфортно сидеть за столом в эргономичном кресле перед большим монитором.

Как ты считаешь, сколько нужно отдыхать копирайтеру, чтобы он всегда был на волне?

Мне достаточно два отпуска по месяцу летом и зимой, плюс спонтанные выходные среди недели по мере усталости. Такие «вдруг выходные» нужны, и я рада, что, работая на себя, могу их позволить. Знаете, если на день отключить телефон и мозги на рыбалке (а именно так я отдыхаю чаще всего) — полностью обнуляешься. Но быть всегда на волне — утопия. Творческие спады неминуемы, как и подъемы.

Случается, что тебе хочется все бросить и уйти в туман, в тайгу, в лифтёры? Как справляешься?

А как же?! Каждый день! Так и хочется уйти в тайгу под бок к медведю. И не видеть, и не слышать, и не знать, что кому-то срочно, прям вчера, нужен сценарий рекламного ролика или корпоративного фильма.

Нет, мне не надоело писать сценарии. Это дело я люблю, оно легко дается и умею я это круче многих. Но мне неинтересно строить карьеру, пробиваться наверх или что там ещё делают амбициозные люди. У меня другие приоритеты. Моя семья — мой лучший мотиватор что-то делать, и пока младший из трех сыновей ещё учится в школе и мне нужно дать ему ещё так много, иду и работаю. А вот выращу сына — уйду в туман!

ПРО КЛИЕНТОВ

В какой момент пришло понимание, что можно диктовать свои условия работы и клиент не уйдет? Что этому способствовало?

С опытом пришло понимание, что ультимативный стиль общения с клиентами — не для меня. Мне кажется, правильнее не диктовать условия, а аргументировать. Рыбалка научила меня умению подбирать наживку и пониманию: сорвется одна рыба — поймается другая.

Согласится клиент со мной или нет — его право.

Попадала ли ты в дурацкие ситуации с клиентом? Что это было?

Дурацкие? Не припомню. Ну, разве что приходилось доказывать, что я — это я. Клиент пришел за сценарием. «Хочу, — говорит, — как здесь!» А референсом — ролик по моему сценарию. Клиент не поверил, ведь ролик в портфолио студии, значит, и сценарист студийный! Пришлось объяснять, что многие студии попросту не имеют в штате своих сценаристов и ищут для конкретных проектов специалистов на стороне. Для нескольких студий я пишу сценарии на постоянной основе, но клиенты об этом не знают, потому что мои услуги напрямую значительно дешевле, чем студийная стоимость сценария.

Какой был самый обидный отзыв от заказчика или коллеги? А какой самый несправедливый? Как справилась с ситуацией?

Негативные отклики или недовольства клиентов да и коллег бывают, ведь люди разные, и все не могут быть со мной на одной интеллектуальной и творческой волне. Но обида как реакция на несправедливость у меня не возникает. Не умею я обижаться. Зато умею не давать себя в обиду, поэтому негативу даю отпор.

В работе в конечном итоге мне важно не то, чтобы написали восторженный отзыв (хотя приятно их получать, не скрою), похвалили и погладили по головушке. Важно, чтобы по сценарию без проблем сняли ролик, который выполнит поставленную задачу. Обида в этом не помощник. А вот устойчивая самооценка — помощник. Я адекватно оцениваю свои возможности, способности и результат работы, знаю, где могла бы лучше, а где выложилась на все сто. Поэтому либо принимаю конструктивную критику и «дожимаю сценарий», либо необоснованный негатив разбивается о железные аргументы.

Бывало такое, что бралась за работу, а знаний и практики для нее не было? Как выходила из этой ситуации?

Без знаний — нет. Без практики — да. Прежде чем что-то делать, я вдоль и поперек изучу тему, «потренируюсь на кошках», взвешу свои возможности и, если пойму, что могу, — предложу услуги.
Например, лет десять назад я не разрабатывала сценарии для комиксов, но очень хотела попробовать. Много читала, смотрела, училась, тренировалась на собственных сюжетах, а когда подвернулся интересный проект, честно призналась заказчику, что с комиксами у меня первый опыт, но его это не испугало. Если клиент соглашается, а ты на 1001% уверена, что справишься, и за плечами багаж знаний, которые только бери и применяй на практике, — почему нет?

ПРО МЕЧТЫ И ПЛАНЫ

Представь, что ты сейчас в точке А и тебе тут уже скучно и тесно. Расскажи, каким будет твой пункт Б и как ты до него будешь добираться (или уже добираешься)?

Мне очень удобно в уютной точке А и трудно выйти из зоны комфорта, которую я создавала 10 лет. Предлагают работу в Москве, а я не готова ни к переезду, ни к офису. Меня всё устраивает. Как есть.

У тебя есть заветный список мечт? Можешь поделиться тремя самыми-самыми мечтами?

Мечтой делиться не буду. Считайте, что я суеверная жадина.

ПОДЕЛИСЬ АТМОСФЕРОЙ

Поделись, пожалуйста, музыкой, которую любишь, порекомендуй книги и фильмы.

Вот вам список полезностей и приятностей от Татьяны→

Моя атмосфера — мои фотографии. Делюсь)

Ещё можно залипнуть на диване под фильмы: «Менталист», «Форсмажоры», «Доктор Хаус».

Послушать музыку (мне это играет муж, а вам David Hicken):

© 2019 Сценарное бюро "ТО!" · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru